ШОПИНГ....


Шопинг давно объявлен средством для поднятия настроения, но далеко не всегда итог выходит столь целительным. Увлечение покупками для некоторых дам заканчивается визитом к психотерапевту, поскольку милые «магазинные шалости» превращаются в болезненную зависимость и до нитки опустошают семейный бюджет.


Совершать массу незапланированных и ненужных покупок могут и вполне «морально устойчивые» граждане. Причина их внезапно накатившей слабости в том, что хорошо выполняют свою работу специально обученные люди. Их деятельность обозначается пока непривычным для нас словом «мерчандайзинг». Эта наука заставить потребителя покупать, и желательно как можно больше – западное изобретение середины прошлого века. И сегодня благодаря именно ее постулатам мы оставляем в супермаркетах суммы на 20-30% больше, чем планировали. Что же толкает на ненужные покупки?

* У входа в торговый зал нас встречают объемные тележки, изначально настраивающие на масштабную закупку. Пакет молока или кусок колбасы в них смотрятся сиротливо, и мы спешим заполнить пустоту. В очереди у кассы приходит прозрение, но вернуться и выложить покупки уже сложно психологически. Будь в руках корзинка, ее увеличивающийся вес возвращал бы нас к реальности, но катить тележку ведь нетрудно! Есть магазины, в которых предусмотрены корзинки для малышей. Однако это не развлечение отпрысков, а манипулирование чувствами родителей: мало у кого из них хватит решимости выложить вещи, которые чадо положило в тележку.

* Размещение товаров – целая наука. Дотошные специалисты «вычислили», что большинство покупателей движутся по залу против часовой стрелки и смотрят в первую очередь вправо от себя на середину стены. Расположенные в этих местах полки называют «золотыми» и используют для продвижения товаров с самыми высокими наценками или с истекающим сроком хранения. Именно их мы часто покупаем, сами того не осознавая.

* Правило «золотого треугольника» заставляет нас курсировать с тележкой по всему торговому залу. При использовании этого приема пользующиеся постоянным спросом товары (хлеб, мясо, спиртное, предметы гигиены и т.п.) размещают как можно дальше друг от друга. По дороге к нужным вещам мы обязательно прихватим и что-нибудь незапланированное.

* Заставляют раскошелиться и всевозможные акции под лозунгами «два по цене одного», «лучшая цена в городе» и т.п. Надо помнить, что экономия на одном оборачивается дополнительными расходами на другом. А если деньги действительно удается сэкономить, то они редко возвращаются в кошельки покупателей: на радостях от выгодной покупки те позволяют побаловать себя, к примеру, каким-нибудь деликатесом и в результате все равно тратят большие суммы, чем хотели.

* Трюк с небольшим снижением цен (5985 вместо 6000) стар как мир, но до сих пор работает безотказно. Еще из игр с ценниками – округление стоимости, применяемое для более дешевых товаров. Это позволяет покупателю быстро прикинуть, сколько денег требуется для стольких-то единиц, что увеличивает вероятность покупки.

* Рядом с чаем в магазине соседствуют конфеты и печенье, с пивом – вяленая рыба и т.д. – сопутствующие товары выкладываются вместе. Чтобы создать впечатление высокого спроса, полки не заставляются полностью. А уж всякая детская мелочевка у касс – святое дело! В некоторых немецких магазинах по требованию родителей даже создали специальные кассы для покупателей с детьми: возле них нет игрушек и сладостей и соответственно – истерик и нытья «Ну купи-и-и…».

* Мерчандайзинговые ухищрения затрагивают разные органы чувств. Мини-пекарни, грили и прочие источники восхитительных ароматов неслучайно часто размещают прямо в торговых залах: установлено, что ароматизация не только усиливает аппетит, но и задерживает покупателей в помещении. В итоге это оборачивается 10-20%-ым увеличением объема продаж. Иногда в магазинах звучит музыка. Спокойная и расслабляющая заставляет уделять различным товарам больше внимания, а более быстрая – в час пик – исподволь заставляет активнее делать покупки.

* В магазинах, торгующих техникой, одеждой и т.д., вначале покупателю обычно представляют самые дорогие товары, к примеру, вещи из последних коллекций. Наглядевшись на их ценники, посетитель легче принимает решение о покупке более дешевых товаров.

Как потребитель может оказать сопротивление целой науке?

- помнить, что магазин работает не для удовлетворения его потребностей, а для создания новых, причем завышенных запросов;

- приходить в магазин сытым и вооруженным списком нужных покупок;

- не брать с собой много денег;

- выбирать самые маленькие корзинки и тележки;

- сначала класть туда только нужные товары (авось ненужные и не поместятся);

- не обращать внимания на покупателей, под завязку набивающих тележки: может, они готовятся к торжеству или затариваются раз в месяц. А возможно, они – очередные жертвы шопингомании.